Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу
Пирамида потребностей Маслоу
Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.
О критериях разделения мотивов на низшие и высшие см.→

Иерархия фундаментальных потребностей по Маслоу
В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Пирамида следующая:
физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
потребность в безопасности (стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса)
потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)
потребность в уважении-признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)
потребность в самоактуализации (развитие способностей. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности)
По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Какие здесь правила и какие исключения, А. Маслоу описывал так... см.→
Смысл пирамиды Маслоу
Маркетологи пирамиду Маслоу часто критикуют: и зря. Почему? Маркетологи взяли разумную психологическую теорию и попытались ее применять в маркетинге (там, для чего она не создавалась), а когда не получилось, обвинили Маслоу в том, что его теория «абсурдна», «устарела», «у нас не работает». См.→
Какой смысл психологам, педагогам, да и обычным людям знать об этой пирамиде?
Людям (массе) подсказывается, что после того, как они поедят, поспят и поразвлекаются, у них могут (а если они уважают Науку, то и должны) возникнуть другие желания и интересы. Пора, господа!
Психологам, педагогам и родителям подсказывается, что едва ли получится от их воспитанников ожидать высоких интересов, пока не подкормить их чем-то более простым. Не потянете.
При этом, педагогически спорным кажется взгляд А.Маслоу на вершину его пирамиды, на то, что потребность в самоактуализации - высшая ценность человеческой жизни. Возможно, для человека как организма это действительно так, но для человека как личности есть и другие взгляды на главные жизненные ценности и вершины роста и развития личности.
00:33
Нет комментариев. Ваш будет первым!